Взяться за постановку Шекспира в наше время, особенно молодому любительскому театру, — это всегда определенный риск. Казалось бы, что еще можно найти нового почти за четыре столетия в известной всему миру, более ста раз экранизируемой только в ХХ веке трагедии «Ромео и Джульетта»? Тем не менее, театральной мастерской «Лики» ГКЗ «Башкортостан» под руководством Анжелики Рамазановой это удалось.
В конце ноября состоялась премьера одноактного спектакля по одноименной пьесе Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Билетов в кассе не было уже за неделю до спектакля. О том, что постановка удалась, свидетельствовал шквал аплодисментов, которыми зрители стоя одарили участников действа, украдкой утираемые слезы и восторженные отзывы коллег.
Это с самого начала был эксперимент. Режиссер-постановщик Анжелика Рамазанова не побоялась не просто взяться за гениальную пьесу, найти в ней новое звучание, адаптировать ее под современного зрителя, но и объединить в постановке молодежный и «взрослый» состав мастерской «Лики». Эксперимент оказался более чем удачным. Ребята замечательно сыграли своих сверстников, отдаленных от нас столетиями истории, а их старшие коллеги уравновесили юношеский задор опытом прожитых лет. Проблемы, поднятые Шекспиром, как никогда, перекликаются с сегодняшней, такой неспокойной и суровой реальностью, высвечивают потребность людей в любви, мире и взаимопонимании.
А до премьеры были долгие репетиции, обсуждения героев и ситуаций, экскурс в историю, где происходили события и жили реальные прототипы действующих лиц.
Режиссер сумела максимально приблизить события многовековой давности к современным реалиям. И дело не только в том, что Ромео и Джульетта, Меркуцио и Бенволио с друзьями живут на сцене во вполне себе молодежных джинсах и кроссовках. Как показывает жизнь, и тогда, и сейчас молодежь волнуют одни и те же проблемы, и тогда, и сейчас взрослые, зашоренные бытом и условностями общества, зачастую глухи к чаяниям своих детей, а поступки, совершенные из лучших побуждений, могут привести к неминуемой трагедии. И вот чтобы подобной беды не случилось, режиссер и артисты говорили со своим современным зрителем посредством бессмертной пьесы Шекспира.
В постановке много настоящих находок, начиная с молодых актеров и заканчивая визуальными и музыкальными эффектами. Анжелика Рамазанова минимумом декораций (цветные кубы, лестницы и пара занавесей – вот, пожалуй, и весь «арсенал») и световых эффектов (отдельное спасибо мастерам пульта управления звуком и светом ГКЗ «Башкортостан») смогла воссоздать атмосферу то залитых кровью площадей Вероны, то знаменитого балкона Джульетты, то кельи монаха, то бальной залы в особняке Капулетти. Финальная картина, где трещина на стене смыкается, и на ней расцветает роза, как символ бессмертной любви, и звучащие на этом фоне голоса Ромео и Джульетты не оставила равнодушным буквально никого в зале. Эту атмосферу очень органично дополняла мастерски подобранная классическая музыка, которая в спектакле приобретала более чем современное звучание. Особый шарм и яркие акценты постановке придало звучание живой флейты. Соло на волшебном инструменте трогательно исполнила юная актриса студии Алина Хакимова. Ее персонаж, хоть и эпизодический, делал весомые акценты на самых значимых моментах спектакля.
Особо бы хотелось остановиться на массовых сценах. Собрать массовку так, чтобы она действовала, как единый организм, всегда сложно даже в профессиональных театрах. Режиссеру «Ликов» с помощью друзей студии это удалось. Массовую драку в начале спектакля, а также другие трюки с оружием поставил мастер по сценическому бою Сорокин Андрей Евгеньевич. Обычные гимнастические палки, обклеенные серебристым скотчем, становились в руках юных «веронцев» грозными шпагами, а сама сцена битвы вызывала дрожь – настолько она была реалистична. Не менее эффектным получился бал в доме Капулетти. Поставить танец помогла хореограф Исиргакова Эльвира Тайфуровна. Исполнение несложных па в итоге создало атмосферу настоящего праздника. И только участники действа знают, сколько труда и усилий вложено в эту видимость легкости, веселости и непринужденности.
Настоящей находкой для всей труппы стало участие в спектакле профессиональных актеров. Александр Кузнецов (Брат Лоренцо) и Ильгиз Хакимов (один из Князей) – артисты Башкирского государственного театра оперы и балета, Сергей Дьячков (Князь) – артист Театра юного зрителя, Алексей Радченко (Монтекки) – известный шоумен, ведущий. Участие таких значимых людей не только придало спектаклю особый вес. Гораздо более бесценным стало их общение с молодежью, их советы, подсказки, их сценический опыт.
Порадовали своей игрой молодые исполнители. Это, в первую очередь, главные герои – Камилла Мулюкова и Алиса Прокопьева (трогательные, но сильные духом Джульетты), Артур Пономарев (романтичный, но столь трагично повзрослевший Ромео). Не отстают от них и другие знаковые герои – Алексей Аптыков и Эрик Мухамадияров, создавшие одновременно образы зажигательного Меркуцио и серьезного Париса, Кирилл Степной, у которого получился чрезвычайно яркий Бенволио, Арсен Ромашкин (Брат Джованни), Никита Симонов и Тимофей Маганов (Балтазар). Несомненным героем эпизода стал харизматичный Александр Учаев – его персонаж, слуга Петр, не оставил равнодушным никого из зрителей. Яркую атмосферу спектакля помогали создавать и остальные участники молодежного состава мастерской «Лики».
Достойную компанию молодым коллегам составили уже маститые актеры труппы. Ярким и мощным получился Тибальт у Леонида Милютина. Свои особенные краски внесли Леди Капулетти (Регина Бикбулатова) и Леди Монтекки (Венера Гурьянова). С более чем удачным дебютом хочется поздравить Талгата Магрупова, создавшего выразительный образ главы клана Капулетти. Удалась роль Кормилицы и Ярославе Голобородько.
Итак, корабль под названием «Ромео и Джульетта» успешно спущен на воду. Хочется пожелать ему долгого, плодотворного и счастливого плавания. А театральной мастерской «Лики» под руководством Анжелики Рамазановой – еще множества таких же успешных премьер. ФОТОГРАФИИ https://vk.com/album-85302792_299704222
Ника Владимирская.