Госоркестр Башкортостана представляет концерт Абонемента «Великие симфонии»
Госоркестр Башкортостана представляет концерт Абонемента «Великие симфонии»
В программе:
А. Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром си минор
А. Дворжак. Симфония № 9 ми минор
Отношение Антонина Дворжака к виолончели можно назвать парадоксальным и даже противоречивым. Композитор охотно поручал ей изложение тем в оркестровых произведениях и камерно-инструментальных сочинениях, но возможности виолончели как сольного инструмента оценивал скептически, зачастую весьма резко высказываясь о них. Тем не менее, первым его обращением к жанру инструментального концерта стал именно Концерт для виолончели и фортепиано ля мажор, а много лет спустя Дворжак вновь создал виолончельный концерт, которому суждено было стать одним из наиболее популярных творений композитора — Концерт для виолончели с оркестром си минор.
Это произведение пронизано славянскими интонациями, а Дворжак в своем Концерте по-новому трактует виолончель, которая прежде интерпретировалась преимущественно как лирический инструмент — кантиленные мелодии в произведении тоже есть, но присутствуют и героические интонации, и виртуозные приемы.
Солист — народный артист России Сергей Ролдугин (виолончель)
Симфония №9 «Из Нового Света» — последняя симфония Дворжака. Она открыла в творческой биографии композитора «американский период», связанный с его работой на посту директора Нью-Йоркской консерватории (с 1891 года). Содержание симфонии отразило впечатления Дворжака от Америки, его размышления о новой жизни, людях, природе. Концепция этого сочинения типична для Дворжака: через напряженную борьбу мыслей и чувств к оптимистичному выводу.
Симфония №9 является вершиной симфонического творчества Дворжака и резко отличается от всех предшествующих. Как признавался сам композитор, «влияние Америки каждый, у кого есть нос, должен почуять в симфонии». Или: «Это сочинение я никогда бы так не написал, если бы не видел Америки». Действительно, в мелодических, гармонических, ладовых, ритмических оборотах, даже в оркестровой окраске некоторых тем можно услышать характерные особенности американской музыки, хотя композитор не цитировал фольклорных образцов. «Я стремился воспроизвести в моей симфонии особенности негритянских и индейских мелодий. Я не взял ни одной из этих мелодий… Я просто писал собственные темы, включая в них особенности музыки негров или индейцев, и когда я эти темы использовал, то применял все достижения ритмики, гармонизации, контрапункта и оркестровых красок для их развития», — разъяснял Дворжак.
30 октября 2024 | 19:00 | ГКЗ «Башкортостан»
*В концерте возможны изменения