О спектакле «Наитие»…

Давайте подумаем о старости… вместе с актерами  Поглядим, как в доме культуры Всероссийского общества глухих празднуют 10-летие коллектива народной песни «Наитие» его участники и узнаем о надеждах и чаяниях пяти бабушек.

«Баба Шанель» – вполне обычная закулисная история. Здесь свои интриги, свои представления о славе и о творчестве, свои переживания и свой налаженный быт. И когда руководитель коллектива Сергей приводит новую вокалистку Розу Николаевну, бабушки решаются на открытый конфликт – и с новенькой, и с любимым Сережей.

Так ли безобидны благодушные с виду старушки «Наития», когда кто-то претендует на их место под солнцем? Каким образом бабушки борются за него? Ради чего и чем они живут? Что скрашивает их одинокую старость?

Если постараться максимально точно охарактеризовать жанр, то «Наитие» – это грустная комедия. И несмотря на всю легкость и ироничность, она слишком злободневна.

– Все люди мечтают о счастье. В чем заключается счастье ваших героинь?

А.И.:  Их счастье – быть востребованными, быть любимыми. И речь идет не об оформлении отношений, а о любви, как о форме жизни. «Продолжать любить» означает отодвинуть время, отодвинуть старость, в каком-то смысле обмануть себя. И без этого обмана жить невозможно: как признать, что время уходит, что ты за ним не успеваешь…

– А не проще ли жить, когда любят тебя? Любить самому – не слишком ли это затратно?

А.И.: Если говорить об обмене энергиями, любовь должна быть взаимна. Но что такое «любить»: «Я хочу, чтобы другому было хорошо». И ответ на любовь важен каждому. Вопрос, каким он может быть. Возможно, что для героинь желание «присвоить себе» этого человечка – некая сублимация материнства. Они одиноки: даже имея внуков, они хотят не только петь, но и обожать, быть обожаемыми.

– В спектакле заняты как новые актрисы, так и легенды театра Шеина. Каково было работать?

О.Б: Да, робость охватывает. Ведь я становлюсь частью этой легенды: хорошей или плохой – время покажет. Но страх в творчестве – это повод для поиска опоры в авторе, в исполнителях…

Что же думают о работе над спектаклем сами исполнители?

Например, актриса Ольга Попова, несмотря на «осторожное возвращение в театр», согласилась на сотрудничество потому, что была потрясена энергией Буслаевой Ольги, предложившей ей участие в спектакле «Наитие». Заслуженный работник культуры РБ и художественный руководитель театра «Третье поколение» им. П.Шеина (его героиня, Капитолина Петровна самая старшая в ансамбле «Наитие» – ей 90 лет) говорит, что его поразила компания великолепных актрис, в которой предстоит выпустить премьеру.

Настоящие модели в дизайнерских сарафанах и живописных кокошниках. 90-60-90! Только это не размеры, а возраст. Их обитель – «ВОГ», но не популярный глянец, а Всероссийское общество глухих. Пять солисток, как пять пальцев на одной руке.. Одна – бывшая прима кордебалета с расшатанными нервами, другая – заядлая «бомбила» с патологией зрения, третья – поэтесса, которую от всего тошнит…
За праздничным столом они встретились, чтобы отметить десятилетний юбилей своего ансамбля. Но неожиданно на горло их песни неуклюже наступает Баба Шанель, решившая отодвинуть бабушек в закулисную темноту и погреться в лучах славы.
Что выберет худрук Сергей Сергеевич – запах родного нафталина или горькое удушье заграничного аромата? Спектакль «Баба Шанель» нужно идти смотреть, потому что режиссер Буслаева Ольга и актёры Театра «Третье поколение» и. П.Шеина, сотворили из пьесы Николая Коляды… тончайшую, бисерную, шитую золотыми нитями истинного актерского мастерства пронзительную историю бездонного человеческого одиночества.

Эта пьеса сама по себе невозможно хороша. Не зря же ее так любят театры России и зарубежья. Но при оживлении ее на сцене режиссером становится еще глубже и играет новыми, жизненными красками. Ее хочется разбирать на цитаты. Одно «Ничего непонятно. Идите домой» Капитолины Петровны чего стоит! Вообще в этом спектакле вся актерская мощь театра «Третье поколение» на одной сцене: любимая Ольга Попова, на игру которой я могу смотреть бесконечно, Сергей Корнилов, Светлана Корнилова, Лина Кузмина. Невероятно талантливые Юрий Стульников, Лариса Анкудинова,. Вера Они создали характеры, в которых старшее поколение узнает себя, сопереживает, понимает, грустит вместе с ними. Как всегда, пронзителен подбор музыки, которая вносят как русскую, деревенскую, душевную нотку, так и бунтарство современных мелодий в спектакль и окутывают зрителей теплом и уютом. «Наитие» создан режиссером по главному принципу Николая Коляды – «смеешься, смеешься, смеешься, плачешь». И все это искренне, от души, проживая вместе с актерами. Жутко смешной текст, да еще и в исполнении актеров театра, и страшная, горькая правда, скрытая за этими словами и прибаутками.

Это спектакль нужен и важен в любом возрасте. В 30 лет, чтобы подумать о жизни и о том, как много еще нужно узнать и успеть, в 60 – вспомнить, как много прожито, а сколько еще хочется сделать. У молодых людей есть время узнать «из чего делают мыло, зачем идет снег, как летают самолеты, что такое электричество, почему река бежит туда, а не сюда». У кого-то оно уже неумолимо утекло. Одна из героинь говорит: «Я прожила так много и так глупо, не поняла главное – а как оно всё устроено и почему так, а не так?». Хотя бы ради того, чтобы у человека что-то щелкнуло, и он на мгновение посмотрел на свою жизнь со стороны уже стоит смотреть этот великолепный спектакль.

Спектакль нельзя пересказывать, потому что примитивное словесное описание сюжета может оттолкнуть зрителя. Главные герои – бабушки-инвалиды, поющие в хоре. Фабула – конфликт с руководителем этого хора и приглашенной новенькой. Разве ж это интересная тема?

У каждой старушки два «Я». Одно – в убогой реальной жизни. Второе — здесь, в маленьком коллективе, в музыке, песнях, общении, безудержных фантазиях. Они поют – они живут. Живут в симпатичных женских ссорах, сладких примирениях, быстро забываемых обидах, маленьких радостях, кокетничают (да-да! старушки!) и обожают своего руководителя залихватского энергичного молодца Сергея Сергеевича. При этом никто из них не жалуется на жизнь, не жалится, ах, какая она несчастная, хотя судьбы-то у всех битые, неустроенность бытовая и личная, нереализованность, недолюбленность. Ну давно пора ж сломаться, озлобиться на весь мир. Но перед нами не нытики, а «бойцовские бабки», которые сами себя называют «девками».