Концерт симфонической музыки

Дата: 30.09.2020

Время: 19:00

Это второй концерт в рамках абонемента «Сокровищница романтизма», где прозвучат произведения композиторов-романтиков: Симфония для альта с оркестром «Гарольд в Италии» Гектора Берлиоза и Симфония № 2 Роберта Шумана. Дирижирует и рассказывает – главный дирижёр НСО РБ, дирижёр Государственной академической симфонической капеллы России, дирижёр Государственного академического Большого театра России Дмитрий Крюков. Солистка – заслуженная артистка Республики Башкортостан Айгуль Муратова (альт).

«Гарольд в Италии» ― это симфония для оркестра с солирующим альтом французского композитора-романтика Гектора Берлиоза. Это произведение считается одним из крупнейших сочинений для альта в мировой музыкальной. Сильная и оригинальная сторона музыки «Гарольда в Ита¬лии» — это тончайшая красочно-изобразительная инструментовка. Берлиоз широко применил здесь новый прием конкретиза¬ции образа посредством «лейттембра». Тембр альта неизменно со¬путствует теме, проходящей через все произведение и олицетво¬ряющей собой байроновского героя. Ведь музыка симфонии написана под впечатлением поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда» английского поэта-романтика Джорджа Байрона. Мотивы четвертой песни этой поэмы, повествующей о странствиях героя по Италии, сплелись с собственными воспоминаниями композитора об итальянских впечатлениях. Дело в том, что Гектор Берлиоз был в Италии в 1831–1832 годах: он посещал монастыри и народные празднества, путешествовал в Абруццкие горы. Италия предстала перед ним страной романтической, с дикой природой и необузданными нравами. Берлиоз писал, что «хотел уподобить альт меланхолическому мечтателю в духе Чайльд-Гарольда, помещая его среди поэтических воспоминаний, оставшихся от скитаний в Абруццах. Отсюда и название «Гарольд в Италии».

Симфония № 2 – это второй законченный симфонический опус немецкого композитора Роберта Шумана. Десять лет своей творческой деятельности он посвятил исключительно фортепианной музыки, и лишь к 30-ти годам стал открывать для себя другие жанры. Симфоническое наследие композитора включает в себя 4 симфонии. Работа над Второй симфонией продолжалась на протяжении целого года. Среди его оркестровых произведений Вторая симфония наиболее классична и позитивна, а увлечение Шумана музыкой Баха, как раз тогда достигшее пика, сказалось в щедром введении полифонических приемов.